И.Клоков
Журналистика: обзоры, интервью, аналитика

  • Вернуться на главную
  • Интервью

    Елена Ходоренок: "Я не хожу за картошкой на шпильках"

    На каждом серьезном телеканале есть собственная служба новостей. Пусть зрителям порой нравится что-то другое – ток-шоу, кинопрограмма, но именно новости – основа телевидения. А вершиной, апофеозом недельных трудов новостной службы считается итоговая программа, будь то «Рэзананс», «Контуры» или «Намедни». На молодом Столичном телевидении еженедельная программа новостей носит динамичное название «168 часов» (именно такова продолжительность календарной недели в часах). Ее автор и бессменная ведущая - пожалуй, самая юная из ведущих подобных программ, Елена ХОДОРЕНОК.

    - Как случилось, что вы стали хозяйкой самой важной программы на СТВ?
    - В определенной степени это стечение обстоятельств. Когда сменился состав авторов программы, мне предложили ее вести, поскольку я иногда подменяла ведущую раньше.

    (Елена скромничает. К тому моменту, когда ее взяли на программу «168 часов», у нее уже был немалый опыт, несмотря на юный возраст. Еще студенткой она побывала ведущей компьютерной программы «Виртуальный мир», которая теперь называется «Технология». И была автором и ведущей собственной программы «По направлению».
    И еще одна любопытная деталь: когда создавалось Столичное телевидение, в молодом коллективе без различия возрастов и регалий все обращались друг к другу просто по именам. Но к Елене, довольно часто – по имени-отчеству, «Елена Викторовна», вроде бы иронично, но вполне уважительно.)

    «Виртуальный мир» - вот это была чистая случайность. На факультете журналистики я часто была ведущей вечеров, где меня и заметил начинающий тогда продюсер Павел Кореневский и предложил вести свою программу о высоких технологиях. Тогда я мало понимала вообще, что происходит, как вести себя в кадре, как работать. Сейчас программа совсем иная, ее эволюция движется семимильными шагами.

    - Обычно итоговую программу новостей готовит и ведет сам глава телеканала. Какое участие Александр Леонидович Зимовский, генеральный директор СТВ, принимает в подготовке программы «168 часов»?
    - Разумеется, как руководитель канала, он определят основные темы, которые мы должны осветить, но он и единственный редактор. Остальное я делаю сама: собираю программу, заказываю сюжеты, редактирую тексты и так далее. 70-75 процентов материалов у нас – сугубо оригинальные. Из ежедневных новостей у нас могут повторяться только темы, связанные с политикой. Все остальное я заказываю, это сюжеты, которые готовят специально для моей программы.
    У программы есть бюджет, но он далеко не баснословный, и, к сожалению, я не имею права распоряжаться финансовой частью, я занимаюсь исключительно творчеством. Хотя мне хотелось бы поощрять своих авторов. Порой я просто поражаюсь, настолько ответственно они подходят работе. Но моя благодарность пока только словесная.

    - Первые выпуски программы «168 часов» готовил Григорий Иванович Новиков, стоявший у истоков СТВ. Что сейчас изменилось?
    Изменилось многое. Она стала короче на 15 минут, исчезли все интервью в студии, поскольку сразу за моей программой идет «Личный интерес», где достаточно гостей. Вообще первоначально это был просто дайджест новостей за неделю: мы выбирали новости, разбивали их по блокам - политика, экономика, культура, спорт - и выдавали в этом формате.
    Сейчас у меня подход другой. Например, если «Намедни» позиционировала себя как просветительско-культурологическая, а не «информационная» и не «аналитическая», то и я тоже не беру на себя смелость делать аналитическую программу. Она, безусловно, информационная, она для тех, кто смотрит телевизор в столице, в столичной области. Но в то же время я хочу делать такие сюжеты, которые будет интересно, не скучно смотреть.

    - Ориентируясь на «Намедни», не боитесь повторить судьбу Парфенова?
    Нет, конечно. Повторить судьбу Парфенова, пожалуй, может только сам Парфенов – еще раз, организовав еще одну свою программу. Да я и не ориентируюсь на него, я стараюсь следить за всеми информационными и аналитическими программами и не стремлюсь изобрести велосипед. В нашем деле что-то новое придумать сложно.

    - Но у вас свой путь, свое лицо?
    Надеюсь, что так. У меня есть собственный имидж, придуманный и созданный мной и всей нашей командой. Я не делаю из себя умудренную леди, наставницу, гуру. Мой взгляд – слегка ироничный, ненавязчивый. И я забочусь о том, чтобы мне было не стыдно смотреть людям в глаза. Вообще поиск себя идет постоянно, это нормально для каждого ведущего. По пальцам можно перечислить тех ведущих, кому есть что сказать от себя, это приходит со временем и далеко не к каждому.

    - Как делается ваша программа - записывается сразу, или частично записывается, а частично идет в прямом эфире?
    К сожалению, пока у нас нет прямого эфира, это технологические особенности. К тому же большая итоговая программа, которая вообще должна выглядеть идеально, должна и готовиться заблаговременно. Разумеется, есть и материалы «с колес», если это требуется. Прямой эфир – в наших ближайших планах.

    - Вы ощущаете бремя славы, ответственность известного человека?
    Нет, конечно. Я себя не считаю «звездой», поэтому особый груз ответственности на меня не давит. И когда я иду в магазин покупать картошку, я не стану делать это в шпильках, чтобы только не сказали окружающие: «мало того, что она сама картошку покупает, так еще и ужасно одета, в джинсах!». Я просто стараюсь выглядеть достойно.

    - Что делаете, когда вас узнают, шушукаются о вас?
    Я иду мимо. И все!

    - Автографы не просят?
    Просят иногда, я не отказываюсь, но спрашиваю, зачем вам это надо. Обычный ответ: «чтобы было!», или маме, дочке, племяннице, троюродной тете. Я сама никогда ни у кого не брала автографы, и зачем это надо, до сих пор не понимаю.

    - Вы быстро прошли такой этап карьерного роста, как работа репортером, сразу стали ведущей, редактором. Не хочется порой поработать просто журналистом?
    Постоянно. Мне иногда очень хочется даже сделать сюжет для своей программы, я порой такие сюжеты нахожу, думаю «вот я бы сейчас сделала»! Потом останавливаю себя: у меня вот этот проект, потом еще «Тема дня», и еще… И понимаю, что не успеваю подготовить ничего путного, хорошего. Поэтому отдаю сюжеты людям, на которых могу рассчитывать.
    Иногда я делаю сюжеты в Новости, к тому же сейчас у меня рубрика выходит в Утренней программе, называется «Вкусно!». Мы пытаемся накормить людей по утрам.

    - Помнится, вы увлекались модой, делали сюжеты о модных показах…
    Увлекаюсь до сих пор, вот юбки шью себе. Но мода - это не все, есть много более интересных событий, а свои интересы лоббировать в собственной программе - по меньшей мере глупо. Для удовольствия я смотрю Fasion TV и делаю себе вещи, которые понравились. Со временем вот беда – подруге дошиваю юбку уже месяц, мне просто стыдно уже ей в глаза смотреть.

    - Подруга может и пополнеть за это время…
    Нет, пока держится, наверное, ждет!

    - А как вы держите форму?
    Хожу регулярно в тренажерный зал, два раза в неделю и еще два раза - на аэробику. Иногда довольно тяжело, но необходимо.

    - Сколько длится ваш рабочий день?
    День – ненормированный. Но у нас каждый точно знает, что нужно сделать и соответственно распределяет время. Если на следующей неделе мне нужно сделать, помимо своей программы, «Тему дня», две рубрики и один сюжет, я четко распределяю свои обязанности, и мне времени хватает. Но как таковых выходных у меня нет. А, например, в пятницу, когда начинается подготовка к записи программы, я на работе с семи утра и до восьми вечера.

    - Вас не пытались переманивать на другие каналы?
    Нет, не пытались. Мне кажется, на других каналах вполне хватает своих ведущих, новых интересных лиц. У нас вообще, не так, как на российских каналах, никто никого не переманивают.

    - Вы обмолвились, что помимо своей программы, работаете и в других, в той же «Теме дня». Это часть обязательной работы?
    Нет, это не обязательная работа, у этой программы есть свой руководитель, Наталья Надольская. Она предлагает, так же как это делаю я, какие-то темы авторам, в которых она уверена. И мне нравится это делать: смена обязанностей! В своей программе –я руководитель, раздаю роли, слежу за выполнением работы, а здесь – просто выполняю предложенное.

    - Что вам не нравится в работе?
    Не нравится мне то, что иногда творческий процесс омрачается техническими неурядицами, порой и непониманием с коллегами.

    - А нравится?
    Нравится результат. Когда я отсматриваю свою работу и нахожу то, чему можно удивиться, я рада за себя, за свою программу, за то, что есть такие люди, которые могут делать хорошие сюжеты. Я обязательно скажу всем своим коллегам: «посмотрите программу, получилось здорово». Обязательно перезвоню всем авторам лучших сюжетов, скажу большое спасибо, за то, что сделали эти сюжеты. Я трезво смотрю на вещи, большего для них сделать не могу, но что могу – то делаю.

    - Как находите темы?
    И героев, и темы я ищу постоянно, всегда. Иногда сами зрители звонят, их и просить об этом не нужно. У нас есть специалист по бытовым проблемам, Татьяна Кудевицкая, у нее работа по обращениям зрителей получается лучше всего, она себя в этом нашла. Если провалились потолки, сломали стены, прорвало воду, она разбирается лучше санстанции, лучше городских властей. И если такие звонки случаются – мы знаем, кого послать.
    Другой журналист, Катя Морозова постоянно делает сюжеты, связанные с криминальным миром, работой правоохранительных органов, проблемные. Вообще у каждого есть что-то такое, что он делает лучше всего.

    - Какая у вас машина?
    Старенькая Рено-19, 1991 года. Хотела бы, конечно, что-то поновее, например Крайслер Круизер – красивая вместительная машина…

    - Ого! Любите активный отдых на природе?
    Нет, люблю активный «просветительский» отдых – кино, например. Ни одной премьеры не пропускаю! Из последних понравился, как ни странно, «Гарри Поттер», это при том, что от первой и второй части я была далеко не в восторге. Режиссер Альфонсо Куарон очень постарался, думаю, ему доверят и дальнейшие экранизации. «Троя» – как всегда неприятно удивили американцы, тем, что у них свой, очень специфический взгляд на историю, на литературу. Но зрелище, панорамные планы потрясающие, как человек телевидения, я это оценила.

    - Вы упомянули свою кулинарную рубрику в утренней программе. Вы любите готовить? Есть фирменное блюдо?
    Я люблю готовить для гостей, и гости говорят, что хорошо готовлю. Для себя я это делать ленюсь, откровенно говоря. Фирменного блюда, как такового, нет, мне нравится готовить рис со всякими добавками: с кедровыми орешками, с жареными семечками, с перцем и морковкой. Салаты люблю делать, готовить курицу. Так как слежу за фигурой, я на диетических блюдах специализируюсь.

    - Не увлекаетесь модной ныне японской кухней?
    Нет, это дороговато. У меня есть масса другие расходов: как ведущая, должна следить за собой, хожу к косметологу, и много всего другого приходится делать, что требует затрат.

    - В День Валентина на СТВ был опрос – о любви, конечно. И вы довольно неожиданно признались: «Когда я влюбляюсь, я глупею». Как вы с этим боритесь?
    Да, это так. Мне кажется, у всех женщин так. Я с этим не борюсь, мне очень нравится это чувство, - не оглупление, разумеется, а влюбленность. Это редко бывает, к сожалению, все в конце концов проходит, нужно просто это пережить…

    Елена улыбнулась и, взглянув на часы, заторопилась в студию. На заключительный вопрос «Что пожелаете читателям «Секретарского дела»?» не хватило времени. Но, наверное, это не так уж и важно. Свои пожелания зрителям, а среди них – и читательницам нашего журнала, Елена Ходоренок высказывает каждое воскресенье с экрана телеканала СТВ, в своей программе «168 часов».

    Анатолий Кот: "Я не считаю, что человек - одноплановый!"

    В этом году исполнилось 10 лет, как он закончил Академию искусств. За это время успел поработать в театрах «Вольная сцена» и «Театр-студия киноактера», в антрепризе «Виртуозы сцены», на Радио-рокс, снялся почти во всех белорусских фильмах последних лет, а непосредственно к интервью возвратился со съемок в Америке. Несомненно, Анатолий Кот на сегодня – один из самых востребованных белорусских актеров.
    - В канун празднования 60-летия освобождения Беларуси на экраны кинотеатров вышел фильм «Еще о войне» режиссера Петра Кривостаненко. Ты сыграл в нем главную мужскую роль.
    - Да, это лирический фильм о войне, своеобразный «военно-полевой роман». Человечный фильм. Да и в названии обыгрывается тема, помнится, был такой фильм «Еще раз о любви».
    - Ты ведь сыграл и в еще одном военном фильме недавно? Он даже попал в конкурсную программу Московского фестиваля этого года?
    - Фильм называется «Оккупация. Мистерии», участвовал от Беларуси в конкурсе «Перспективы» ММКФ. Интересный фильм, интересный режиссер – Андрей Кудиненко. В фильме три новеллы – «Адам и Ева», «Мать», «Отец», много аллегорического, взгляд на войну с высоты уже нашего времени, но со строгим следованием правде. К сожалению, фильм не принят к показу в Беларуси. Кто-то усмотрел в нем неканонический взгляд на нашу военную историю. Думаю, зря.
    - Похоже, кино становится сейчас для тебя главной работой. А ведь часто от актеров слышишь, что они не любят работу в кино, предпочитая театр.
    - Абсолютно не согласен! Это просто две разные сферы, разные работы. Все зависит от режиссера, с которым работаешь, от роли, которую делаешь и как ее делаешь. Мне нравится работать и там, и там. Это две разных формы существования.
    - Вообще таких форм существования у тебя несколько, как я знаю: кино, театр, телевидение, радио..
    - Не я один так живу – так у всех актеров.
    - Помнится, ты даже был занят в популярной актерской антрепризе «Виртуозы сцены»…
    - Я уже давно ушел оттуда, но опыт был очень интересный. Эта антреприза существовала, и довольно успешно, благодаря энергии создателя , Владимира Ушакова. Самый первый спектакль «Сублимация любви» был и самым лучшим, на мой взгляд: хорошая пьеса, хороший режиссер Евгений Волобоев. Актеры, с которыми мы работали – Беспалый, Ольга Сизова – это было увлекательно.
    - Вообще в мире актеры всегда имеют своих деловых представителей, менеджеров, директоров. У нас ведь не так?
    - Это только вопрос наших невысоких гонораров. У меня своего агента нет, но думаю, он нужен, необходим. Есть множество вопросов делового характера, которые приходится решать самому. А каждый должен заниматься своим делом!
    - Ты постоянно играешь на сцене «Театра-студии киноактера». А как с этим согласуются остальные «формы существования»?
    - В театре бывают перерывы – летом, например. Придет сезон – начнутся регулярные репетиции. И потом – мы договариваемся, репертуар я отыгрываю. Сейчас я занят в спектаклях «Поле битвы», «Филумена Мортурана», «Пигмалион», «Щелкунчик». К счастью, наш театр именно и создан для актеров, занятых в кино. Художественный руководитель и режиссер Александр Ефремов сам способствует работе актеров в кино, видит свою задачу в том, чтобы воспитать актеров для кино. В чем-то театр может, и проигрывает, но несомненно, выигрывает актер – а значит, в конечно итоге театр тоже в выигрыше. Некоторые режиссеры очень ревностно относятся к актерам, к тому, чтобы они играли только на сцене. К счастью, Ефремов не такой. Да ведь этот театр так и задумывался – для актеров, работающих так же и в кино.
    - Вообще актер – профессия зависимая, актер зависит от руководителя театра, от режиссера.
    - Это так, мы зависим друг о друга. В конечно итоге мы с режиссером вынуждены полюбить друг друга, чтобы работать! Мы подстраиваемся друг к другу.
    - А от коллег-актеров?
    - Тоже, в неменьшей степени. От оператора, от костюмера, от атмосферы на площадке. Вообще это и есть задача режиссера – создать работоспособный коллектив.
    - В нашумевшем белорусском историческом фильме «Анастасия Слуцкая» ты сыграл князя-предателя. Как ты вообще относишься к отрицательным ролям?
    - Да я вообще в основном играю отрицательные роли! Пока сетовать не приходится, потому что роли разные. Я не считаю, что человек - одноплановый. Каждый, даже негодяй, несет человеческие черты. И это человеческое актер всегда старается найти. Тот же князь в «Анастасии Слуцкой» совершал предательства только для того, что хотел обладать этой женщиной. Вообще главное, чтобы это была интересная роль. И всегда хочется работать с интересным режиссером.
    - Кто из режиссеров оставил в твоей судьбе заметный след?
    - Режиссер – это всегда интересная личность, не хочется перечислять – вдруг когко-то забудешь? Главное, конечно, преподаватели Академии искусств, Андрей Андреевич Коледа, мастер нашего курса. Преподаватели были разные, но ответственность за выпуск всегда на мастере курса. Потом Валерий Евгеньевич Мазынский, руководитель театра «Вольная сцена», он не только помогал в профессиональном плане, но и по человечески. Он способствовал тому, чтобы я не ушел вообще из театра. Одно время я подумывал, чтобы уйти на радио, в рекламу может быть. Я благодарен ему за то, что он мне дал время одуматься. Евгений Волобоев, на антрепризе «Виртуозы сцены» - бесценный творческий опыт. Рид Талипов, я с ним познакомился еще подростком. Была тогда «Студия Рида Талипова» и я в ней занимался. А потом судьба нас свела в спектакле «Стомлены дъябал» на «Вольной сцене», который был отмечен Гран-при на театральном фестивале «Белая вежа». Конечно же, Александр Васильевич Ефремов, с которым легко работать и на сцене, и в кино. Обожаю с ним работать. Это один из немногих профессионалов, который имеет желание работать, мне так думается. Когда человек хочет работать, он идет на сотрудничество с актерами, находит компромиссы, если требуется. Есть режиссеры, которые специально провоцируют актеров на конфликты и так и работают. Я считаю, это неправильно, в этом какая-то режиссерская несостоятельность. Другое дело, если режиссер ищет точки понимания – тогда и происходит реальное творчество, созидание. Ефремов, что называется, «поливает цветочки», пестует таланты.
    - А что с радио?
    - Я давно сотрудничаю с «Радио-рокс», еще со студенческой скамьи. Была у меня программа, хитпарад «Кот-рокс», был программным директором «Радио-рокс». Сейчас только изредка работаю в рекламе. Были предложения о постоянной работе, но я не могу быть привязанным к одному месту сейчас – много работы в разных местах.
    - Некоторые российские актеры довольно успешно работают даже в Голливуде: Машков, Балуев, Николаев. Ты не собираешься попробовать свои силы там?
    - Я английского не знаю, мне больше нравится немецкий. А если серьезно, действительно так случилось, что мне удалось поработать на театральной сцене в Берлине. И вот уже четыре года сотрудничество продолжается. Первоначально это была работа интернационального коллектива: двое немцев, актриса из Боснии и я. Делали спектакль по современной пьесе очень популярной в Германии драматургессы Збрильянович. Там все как-то очень быстро делается. Вот сейчас еду на постановку моноспектакля по «Запискам сумасшедшего», по Гоголю.
    - Не страшно? Моноспектакль – это вершина актерского мастерства.
    - Да, я сам понимаю, что очень трудно одному актеру полтора часа держать зрительское внимание. Но я видел, что кое-кому это удается. Почему бы не попробовать и мне?
    - Но ведь на немецком! Хорошо говоришь?
    - Не скажу, что перфект, но прилично.
    - И как этот спектакль будет играться?
    - Германия ведь недалеко – один час самолетом! Это не Америка.
    - Тем не менее и в Америке ты успел поработать?
    - Да, недавно вернулся со съемок. Но это был российский фильм. Вернее, сериал – восемь серий под рабочим названием «Родственный обмен», с Кристиной Орбакайте, для НТВ. Съемки закончены, впереди озвучание. Я играл роль американского бизнесмена, поэтому приходилось все время говорить по-английски. Получилось совершенно случайно, что фамилия режиссера звучит так же, как и моя. Но он мне не родственник и даже не однофамилец, Владимир Котт, с двумя «т». Их два брата, Александр и Владимир Котт, молодые режиссеры, они и со студенческими работами нашумели, создали себе славу в кругах профессионалов, а сейчас начинают плотно работать в профессиональном кино. Премьера ожидается ближе к зиме.
    - Собственно, это твой второй опыт в сериалах. Недавно прошел первый телесериал ОНТ – «Отель исполнения желаний»…
    - Да, я снялся там в первой серии.
    - Съемки там, съемки здесь, озвучание, репертуарные спектакли, антрепризы, радио, моноспектакль. Как хватает энергии на все это?
    - Мне нравится моя работа. Когда работа нравится, стремишься сделать ее побольше, и это не в тягость.
    - Актеры, говорят, суеверный народ кто-то пятак подкладывает под пятку на премьеру, у кого-то другие ритуалы. Ты как?
    - Нет, я не суеверен. Хотя разные бывают забобоны, черная кошка, тринадцатое число. Но я не сосредоточен на них.
    - Хватает времени на личную жизнь? Ты женат?
    - Пока не женат формально, но я живу в гражданском браке. Вообще, на мой взгляд, это полноценный союз, мне странно, почему у нас общественность довольно прохладно воспринимает такую форму брака.
    - Как супруга воспринимает твою бродяжью жизнь?
    - Пока с пониманием. В конце концов это моя работа.
    - В одном из интервью ты признавался, что ревнивый человек. Говорят, ревность – это неуверенность в себе?
    - Я согласен. Это даже недоверие к себе, к другому человеку. Я все понимаю, но это чувство все равно включается. Сам себе говорю: что ж я делаю? Но ничего не могу изменить.
    - Что ни говори, ты популярный человек, тебя узнают на улицах. Как относишься к известности?
    - Бывает, что узнают. У меня это вызывает двоякое чувство. Конечно, узнают, значит, видели, заметили мою работу. Но иногда хочется одиночества, хочется уединиться, скажем, на вечеринке, а кто-то подсядет, заведет разговор. Иногда это приятно, иногда - нет. По-разному в разных обстоятельствах. Приведу красноречивый пример. Недавно на съемках Кристина Орбакайте призналась, что после окончания школы она по Москве вообще пешком не гуляла. Съемки происходили в Москве, надо было гулять на Чистых прудах, на Поклонной горе. Она там просто не бывала. В трамвае, например, не ездила. Она радовалась этим простым вещам. Вот вам плюсы и минусы нашей профессии.
    - Какая у тебя машина?
    - Сейчас собираюсь купить Гольф, пятую модель. К счастью, у нас открывается система кредитования, и стало возможно купить новую машину, а не рухлядь. Эта психология – хоть плохонькая, но сразу своя – постепенно изживается.
    - Договариваясь о встрече, я довольно долго общался с твоим автоответчиком на мобильном. Вообще ты активно используешь современные технологии?
    - Приходится, это часть образа жизни, сейчас без мобильного телефона не обойтись.
    - А как с компьютером, дружен?
    - Я принципиально не обзавожусь компьютером! Питаю слабость к компьютерным играм, если начну играть – меня невозможно оторвать!
    - Как любишь проводить свободное время? Хотя вопрос звучит довольно глупо, учитывая твою занятость.
    - Я очень люблю велосипедные прогулки. До прошлого года регулярно выезжал с друзьями на велосипедах за город. Есть человек, который умеет прекрасно организовывать такие прогулки. Но в этом году даже не вывел велосипед из гаража. Во-первых, погода не очень-то шепчет. Но главное – времени совсем нет, много работы. И, признаться, меня это радует.

    Жизнь, как праздник (Светлана Зеленковская)

    Светлана ЗЕЛЕНКОВСКАЯ родилась в праздник – в Троицу. Повитуха так и сказала «Праздная будет девка!». То есть – проживет яркую, праздничную жизнь. Пророчество, похоже, сбывается.
    Не прошло и двух лет после окончания Академии искусств, как Светлана получила свою первую профессиональную награду на престижном театральном фестивале «Белая вежа». А потом – приглашение на главную роль в крупнейшем проекте «Беларусьфильма» последних лет, исторической драме «Анастасия Слуцкая». Фильм, как известно, собрал целую россыпь наград на различных фестивалях, как стран СНГ, так и международных.
    Как живет сегодня актриса Светлана Зеленковская, о чем мечтает, чем хочет удивить поклонников – обо всем этом мы разговаривали в тесноватой уютной гримерке главного драмтеатра страны – Национального академического театра им.Я.Купалы:

    - Уже стало правилом, что именно вы, Светлана, выступаете в качестве ведущей на событийных вечерах, концертах, как на сцене вашего театра , так и вне его…
    - Да, меня приглашают довольно часто. Совсем недавно – на День св.Валентина, прошел необычный юбилейный концерт ансамбля «Классик-авангард», мне кажется, мы смогли удивить зрителей… Но это – одноразовый перформенс. Главное, конечно, театр. Сейчас идут репетиции спектакля по гоголевским «Мертвым душам» - я играю жену полицмейстера. Текущий репертуар, конечно. И зреет совершенно новый проект – не буду вдаваться в детали, но я очень на него надеюсь!
    - Вы суеверная?
    - Не во всем. Актеры – переменчивые существа, в чем-то суеверные, в чем-то совсем нет. Есть такие театральные суеверия, например, говорят, что семечки в театре нельзя есть – как бы сор приносишь. Нельзя вязать. Но я вроде бы вязала. – и ничего! Есть такая распространенная примета: если упал текст роли во время репетиции, читки, то надо тут же сесть на него и с ним подняться – тогда все будет в порядке.
    Есть приметы, которых придерживаешься интуитивно. Вот заранее говорить о планах – нельзя. Это даже не примета, это что-то из энергетической ауры того действия, к которому готовишься. Если ты его проговариваешь, то ты его вроде бы частично сделал, и пропадает стимул, творческий импульс.
    - Помимо театра у вас, наверное, много предложений на съемки, после «Анастасии»?
    - От белорусских кинематографистов предложений не было. Так что не могу сказать, что у меня складываются отношения с кино. Были пробы в российских сериалах, многие из них снимаются здесь, у нас. Но я, наверное, внутренне к ним не расположена, может, у меня не хватает опыта, быстрой реакции. Мне хочется хорошего художественного произведения. По-моему, вообще очень мало хороших сериалов. Даже, например, «Идиот» – вроде бы удачный серьезный проект, хорошо передана атмосфера, прекрасные актерские работы, но, на мой взгляд, это лучше было сделать не сериалом, а просто фильмом.
    - Может, боятся приглашать, поскольку уж очень высокую планку вы задали первой работой?
    - Возможно. Я не думала об этом. Мне бы хотелось сниматься. Но и без съемок работы много. В последнее время активно проходят Творческие встречи. Раньше у меня были такие встречи по мотивам «Анастасии Слуцкой», сейчас мы начали цикл «Поют актеры». Разъезжаем по периферии с ним. Я пою в основном народные песни, но хотелось бы и развить эти свои способности, показать их с разных сторон. Вероника Круглова («Крыви») предлагала мне сделать совместный проект. Мы несколько раз вместе пели в два голоса, а-капелла, на ее концертах. Очень много у меня занятий – ношусь, любую частичку свободного времени пытаюсь чем-то занять!
    - Увлечение вокалом – это у вас от работы в «Гостице»?

    (Фольклор-театр «Гостица» - легендарный коллектив, созданный при Белгостелерадиокомпании Ларисой Ивановной Симакович – композитором, хормейстером, хореографом и певицей в одном лице. Большинство этнических, фольклорных проектов БТ родилось, благодаря Л.Симакович и «Гостице».)

    - Да, «Гостица» мне очень много дала, наряду с нашей Академией искусств. Воспитание как личности произошло именно там, в «Гостице». Ларису Ивановну часто называют строгой, но ее строгость идет от любви, это точно. Моя любовь будет к ней всегда, я благодарна ей как раз за требовательность, которая творческому человеку просто необходима. Она не позволит своим воспитанникам выглядеть недостойно и поэтому она будет строга к ним. Когда я пришла в театр, мне не хотелось терять связь с «Гостицей». Но обстоятельства не позволили: сначала родила дочку, потом – долгие съемки… Не так давно наши отношения возобновились, мы сделали совместный спектакль «Русалчын панядзелак», показывали его на нашей Малой сцене, даже хотели, чтобы он вошел в репертуар. Но руководство театра не поддержало, так он и прошел, как моя самостоятельная работа.
    - Актрисы часто жертвуют личной жизнью, боятся заводить детей..
    - А у меня наоборот! Как только появилась Аксинья, начался взлет моей актерской карьеры.
    - Кто ваш муж?
    - Художник-монументалист, Александр Червонец. Он - белорус, но родился в Калининграде. Ему очень нравится белорусский язык, он хотел бы говорить на нем, стесняется пока. Сейчас ему нелегко, молодому художнику приходится завоевывать репутацию. Оформил несколько клубов, имеет частные заказы.
    - В театре бывает?
    - Конечно! Бывает на всех премьерах. Его мнение очень важно – он часто критикует и это хорошо. Дает дельные замечания. Я доверяю его мнению, уважаю его. Правда, порой у него уязвленное восприятие, например, сцен лирических, откровенных, любовных. По роли приходится иногда почти по-настоящему целоваться, обниматься. Эти сцены его «выбивают», он не может на это смотреть. Хотя он все понимает, понимает, что это другое, чем наши отношения. Он признается, что я для него другая на сцене.
    Сцена – это определенные рамки, на сцене можно быть более свободным, чем в жизни. На сцене все оголено, пульсирует нерв, порой это гипертрофировано, мощнее, чем в жизни. Чем сцена и привлекает меня как актрису: я могу высказать то, чего не могу сказать в жизни.
    - У вас есть кумиры, коллеги, работой которых вы восхищаетесь?
    - Есть люди, которые меня восхищают – не идолы. Я преклоняюсь перед их талантом: Фрейндлих, Чурикова. Это люди, которые могут выложиться, не жалеют себя, открытые - гении! Из наших мне нравятся Анна Хитрик, Саша Молчанов, Михаил Зуй, молодые актеры. Восхищает Зоя Валентиновна Белохвостик – ее энергетика, трудолюбие, работоспособность – это двигатель труппы! Наши мэтры - Манаев, Овсянников…
    Я очень ценю чувство партнерства. Хороший партнер по сцене – это когда он не только собой занимается, а с ним удобно работать, вы друг друга чувствуете. Когда люди единомышленники и помогают друг другу: где нужно тебя любить – он тебя любит и у тебя пробуждается ответное чувство!
    - Вошло в пословицу, что, дескать, в театре постоянно зреют интриги, зависть портит отношения. Вот после «Анастасии» или Барбары Радзивилл, наверное, и вам завидовали?
    - У нас очень теплая атмосфера. Вообще это не мои проблемы если кто-то мне завидует. Это его проблемы. Я тоже иногда чувствую уколы зависти – но я борюсь с этим. Борюсь работой. Хотя у меня так все хорошо складывается, что мне незачем кому-то завидовать.
    - Есть любимые роли, спектакли?
    - Роли все любимые. Есть спектакли, к которым отношусь по-особому, например, «СВ», «Павлинка». На «СВ» команда очень хорошая, очень теплые отношения, до сих пор перед каждым спектаклем мы даже ручки собираем все вместе –еще одна театральная примета: кладем ладони одну на другую горкой и все вместе говорим хором «С Богом!»
    - Вы занимаетесь своей формой?
    - Да, занимаюсь. Хожу в тренажерный зал, у нас по понедельникам и четвергам аэробика, по средам и пятницам – классическая хореография, станок. Хочу еще в «Гостицу» ходить – там станок сложнее. В бассейн хожу.
    - Ого! Когда успеваете?
    - Ничего не успевает только ленивый человек. Чем больше делаешь – тем больше успеваешь!
    - Я слышал, вы еще и в клипе снялись недавно?
    - Да, в клипе группы «Atlantica» режиссера Максима Носова. Это был мой первый опыт и я относилась серьезно к этой работе. Мне было интересно, я предстала в новом виде – должно быть интересно и зрителю.
    Вообще я люблю работать, охотно снялась бы даже в крохотной эпизодической роли – у хорошего режиссера. Если есть над чем работать и что делать, то и эпизодическая роль – достойное и интересное занятие.
    - Работа, работа… Отдыхаете-то вы как?
    - Когда начинается театральный сезон, у нас отдыха практически нет. А вообще люблю активный отдых: путешествия, вечеринки, дни рождения, капустники, розыгрыши. То, что мы здесь делаем порой– об этом можно рассказывать часами!
    - Розыгрыши добрые? У актеров, понятно, хорошее чувство юмора, но..
    - Розыгрыши, конечно, добрые. Чаще это просто оригинальные знаки внимания, поздравления. Никогда не забуду, как меня поздравили в прошлом году с Днем рождения. Я приехала из Иркутска, с фестиваля «Золотой витязь». День рождения пришелся как раз на время фестиваля. Здесь, в Минске, друзья разведали, как и когда я приезжаю. В шесть утра меня встречал на вокзале импозантный мужчина, очень яркий, с цветами, с табличкой «Света Зеленковская», разрисованной сердечками. Это было для меня шоком!
    Он выдержал паузу, и когда я немного пришла в себя, объявил, что друзья поздравляют с Днем рождения, взял мой чемодан и мы прошли на стоянку, где стоял огромный белый лимузин. Оказывается, меня еще издали снимали на видео. Весь салон был заполнен воздушными шарами. Там было приготовлено шампанское, конфеты. Водитель включил музыку – это был специальный диск, на котором под музыку были записаны поздравления от коллег. А в воздушных шарах лежали записки. Я целый час каталась по Минску, лопала шары, читала записки, пила шампанское, слушала музыку…
    - Вообще как вы любите праздновать, какие праздники?
    - Я очень люблю сюрпризы, экспромты на праздники. С семьей мы стараемся отмечать православные праздники. А, бывает, придумываем совсем неожиданные: например, сегодня наша дочка впервые встала на коньки – чем не праздник?
    А вот свой день рождения в прошлом году я праздновала четыре раза! Дело в том, что я родилась на Троицу, значит, и этот церковный праздник могу отмечать как свой День рождения. Получилось – один раз в Иркутске на фестивале с киношниками, второй – в театре, потом с семьей и в Троицу!
    - А дома что-то любите делать?
    - Я люблю делать наскоком, я человек впечатлительный и увлекающийся. Иногда я могу начать создавать уют в доме, заниматься оформлением - шторки, скатерочки… А могу все это забросить и увлечься идеей праздника, или уехать в путешествие. Могу взять и связать шарф, свитер любимому человеку.
    - Дочку приводите в театр?
    - Да, бывает. Но не скажу, что она театральный ребенок, ей здесь тяжело – она очень живой ребенок, ей надоедает в гримерке, он убегает по цехам ходить… У нас обычно дети «проходят крещение» в «Павлинке». Актерские дети заняты в спектаклях «КИМ», «Страсти по Авдею». Но Аксюта пока не пробовала.
    - А хотелось бы, чтобы она стала актрисой?
    - Мне бы хотелось, чтобы она была в творчестве. Лично я получаю огромное удовольствие от своей профессии. Ведь работа должна приносить ощущение самореализации, чтобы человек получал удовольствие и уважал себя.
    - Что мечтаете сыграть? Ведь нет такой канонической женской роли, как например, Гамлет – для актера-мужчины?
    - А я думаю порой - было бы здорово сыграть Гамлета! У меня нет такой мечты, в каждой роли мне интересно. Главное – интересная работа, любой образ. Конечно, драматургия важна. И очень важен хороший режиссер. Если режиссер убедит – мне будет радостно следовать за ним, за его мнением. Но и свое мнение я могу отстоять. Самое главное – не я в искусстве, а искусство во мне. Мы зависим друг от друга: актеру трудно видеть сцену, режиссеру – трудно сыграть, каждый должен делать свое дело. Я обожаю режиссеров, которые умеют работать с актером. Идеально, чтобы режиссер достигал всего, чего хочет, не используя жестокие методы. Мне важно знать, что хочет режиссер, чтобы успешно с ним работать, чтобы я это принимала, чувствовала, чтобы я влюбилась в идею режиссера, в режиссера, как в художника.
    Очень было приятно работать на проекте «Он-Лайн» в рамках фестиваля «Панорама», с немецким режиссером Моникой Добровлянской. Это был одноразовый проект, когда в экстремальных условиях за неделю делается спектакль: драматург пишет мини-пьесу, режиссеры из разных стран быстро отбирают актеров, и быстро ставится спектакль. И эти 5-6 спектаклей показываются, как одно целое. У нас это происходило второй раз. Событие имело действительно хороший резонанс в культурной среде. И для актеров здорово – так оторваться!
    - Ну хорошо, если вы такая неуёмно-энергичная, может, и на телевидении хотели бы поработать? Ведь работают актеры Купаловского: Гарбуз – на БТ-1, Нефёдова – на СТВ.
    - Почему бы и нет? Я бы с удовольствием. Приглашения были, но пока не было интересного проекта. У нас была задумка – с молодым драматургом Андреем Курейчиком – сделать передачу, связанную с искусством, с театром. Ведь сейчас на телевидении нет театра. А зрителю было бы интересно – какие-то разведать театральные секреты, побывать на репетициях, в гримерках. Такая театральная кухня.
    - Какой себя видите лет через десять?
    - Очень хотелось бы остаться молодой, и в душе, и внешне. Чтобы не гас внутренний огонь. Жизнь порой преподносит такие подарки. Оставаться собой - и двигаться, двигаться вперед! Конца ничему никогда нет – можно совершенствоваться непрерывно, всегда есть, к чему стремиться!

    Мне нравятся плоские…

    Не будем лукавить, для большинства народа любимым отдыхом остается «смотреть в ящик». Почему лучший друг человека так именуется, понятно: из-за внушительного трехмерного объема. Хотя самая его важная сторона, экран – плоская. И давно уже найдено техническое решение, которое позволяло бы размещать телевизор, как картину – на стене, или на элегантной подставке у стены. Речь о жидкокристаллических моделях. Правда, телевизоры ЖКИ пока еще нечасто увидишь. Зато бурно растет популярность плоских мониторов к компьютерам. А что такое телевизор? Да это и есть монитор с тюнером. Вот они-то – плоские мониторы, мне нравятся все больше!

    Почему?
    Во-первых – они меньше губят здоровье. Правда, мы живем в такое время, когда о губительном влиянии всей окружающей среды на наш организм лучшее вообще не задумываться. Однако это немудро: задумываться надо, и кто ж о нас позаботится, если не сами? Так вот, обычный электронно-лучевой монитор (или трубка, ЭЛТ) – по сути, источник вредного электромагнитного излучения. Их главная конструктивная деталь так и называется – электронная пушка. И бьет эта пушка прямо в вас, по глазам и по мозгам! И если, глядя в ящик, вы сидите где-то за 3-5 метров от экрана, и излучение на таком расстоянии заметно ослабляется, то ежели работать (или развлекаться) с компьютером – дальше, чем за метр, не сядешь. И получишь на себя всю мощь излучения широкого профиля, вплоть до рентгеновского. Что же плоские ЖКИ-мониторы? Да вы хоть носом в них упритесь – никакого вреда! Принцип у них другой, всё излучение, которое на вас попадает – это не более чем так или иначе подкрашенный и приглушенный свет обычной галогенки. И даже строгими медицинскими нормами предписано, что перед ЖКИ-монитором можно сидеть 10 часов подряд – вдвое больше, чем перед обычным!
    Второй плюс: ЖКИ-мониторы именно плоские. Чего бы не выдумывали производители обычных ЭЛТ-мониторов, они никогда плоскими не будут: сам принцип их действия не позволит. Всегда такой монитор будет занимать в глубину 40-50 сантиметров пространства. И не какого-то – а пространства вашего рабочего стола, очень ценного. На такой площади можно навалить немало иллюстрированных журналов, косметики, пивных банок или коробок с сигарами! И все это пространство с многочисленными возможностями для его заполнения вы получаете, поменяв обычный монитор на жидко-кристаллический. ЖКИ-матрица вообще-то не более трех сантиметров толщиной, и производители все еще стремятся сделать ее тоньше.
    И вот еще что: ЖКИ и во фронтальной плоскости дает фору ЭЛТ-монитору: размер картинки по диагонали, основной геометрический показатель, у ЖКИ именно и соответствует простому измерению: если написано «15-дюймовый монитор» - значит, вы и получите картинку размером 15 дюймов (38,1 см). А у обычного картинка намного меньше. Поэтому, скажем, тот же 15-дюймовый ЖКИ дает размер изображения такой же, как и 17-дюймовый ЭЛТ.
    Третий плюс «плоских»: они легкие! Ну, припомните, каких усилий вам стоило потаскать телевизор по комнате, определяя для него наилучшее положение, или подбирая место на столе для компьютерного монитора! С ЖКИ справится и ребенок, никаких проблем.
    А главное на сегодня – особенно для Беларуси: у ЖКИ намного меньше энергопотребление!
    Надеюсь, я вас убедил, и от краткого экскурса в суть технологии ЖКИ-монитора вы не откажитесь. Не бойтесь, курс физики для этого пролистывать не придется. Кстати говоря, экскурс этот необходим по соображениям справедливости: уж больно сусальная картинка получается, дескать, какие хорошие ЖКИ и ничего в них плохого. Так не бывает.

    Как устроено
    ЖКИ-монитор (на языке оригинала TFT LCD – «Thin Film Transistor Liquid Crystal Display» - «жидкокристаллический дисплей на тонкопленочных транзисторах») – это плоская прозрачная панель, матрица, на которой нанесены миллионы транзисторов. Каждый из них отвечает за элемент изображения, пиксель. А само изображение образуется за счет изменения условий прохождения света через пленку жидких кристаллов. Свет сзади дают две галогеновые лампочки. Вот вкратце и все. Из этого примитивного объяснения сразу легко понять и минусы ЖКИ. Лампочек всего две на всю панель? Значит, идеально-ровным свечение экрана быть не может. Так и есть, до сих неравномерность свечения экрана – один из главных минусов ЖКИ.
    Используются миллионы транзисторов? Значит, некоторые из них могут и выходить из строя. Так и есть, это так называемые «мертвые пиксели», по международным стандартам на 15-дюймовую матрицу допускается до 5 «мертвецов». Хоть это и немного, мизер в сравнении с двумя миллионами транзисторов, но все же досадно. Еще одно следствие многомиллионности транзисторов: дорогая технология их производства. Как следствие – и сами ЖКИ дороги (относительно).
    Есть и еще пару показателей, по которым ЖКИ-мониторы не выглядят безупречно. Угол обзора, например, у них меньше: стоит чуть отклониться в сторону – и изображение на экране искажается. Коэффициент контрастности, то есть соотношение максимальной и минимальной яркости, который влияете на качество картинки - тоже ниже. И время отклика, то есть задержка отображения по отношению к сигналу, у них больше, и еще совсем недавно это даже было препятствием для видеоигр, как и для использования в телевидении. Главной бедой по-прежнему остается недостаточно правильная цветопередача – то есть не всегда достигаются правдоподобные цвета. Есть проблемы с бликами: порой пользователь лучше видит себя в отражении, чем картинку.Особенно плохо предаются темные оттенки. А так называемая «яркость черного цвета» - вообще головная боль как пользователей-дизайнеров, так и производителей, которые стараются им угодить.
    Но все эти недостатки технически устранимые и устраняемые.

    «Плоская» революция
    Каких только революций не случалось в последние годы – бархатные, оранжевые, цветочные! Конец 2004 года ознаменовался еще одной – не такой шумной, как политические, тихой, но мощной по своим последствиям на рынке ИТ революцией в производстве плоских мониторов. Бурный рост производства матриц в странах Юго-восточной Азии увенчался тем, чем и должен: цены на ЖКИ-мониторы профессиональной серии сравнялись с мониторами ЭЛТ. Профессиональные – это значит с размерами 19-21 дюйма по диагонали и выше. И цены, хоть и выровнялись, все же внушают определенное уважение – 1300-1500 USD и выше.
    Но ведь и «непрофессиональные» мониторы дешевеют. Самые что ни на есть потребительские – 17-дюймовые – за последние полгода подешевели в 1,5 раза! Так что «плоская революция» свершилась и продолжается.

    Брэнды потянулись…
    Самым красноречивым подтверждением успеха ЖКИ-мониторов становится выход на этот рынок новых, порой совсем неожиданных производителей. Быстрых денег хочется всем! А где их взять, как не у потребителя, жадно тянущегося к плоским мониторам.
    Уже давно выровнялись брэнды «белые» и «желтые». И сегодня в одном ряду уверенно состязаются HP, AOC, BenQ, ViewSonic, Sony, LG, Samsung, Hyundai. Причем южнокорейские производители часто дают «белым» фору по характеристикам мониторов – и почти всегда по основному потребительскому показателю, соотношению цена/качество. А всего на рынке присутствует более 40 производителей!
    И вот на этот, вполне уже освоенные и надежно удерживаемый рынок вдруг нахально вторгаются производитель мини-ПК «Shuttle» и… аксакал рынка копировальных аппаратов «Xerox»! Опешившим старожилам все-таки по зрелом размышлении не могло не придти в голову: а новички-то не лохи! Действительно, обе компании давно и уверенно производят самые разнообразные варианты ЖКИ-матриц, «тач-пады» (индикаторы, управляемые прикосновением к определенному участку экрана) и пр., широко используемые в их основной продукции. Так что делать мониторы – не такое уж и нахальство с их стороны. Что и доказали премьерные модели: хорошее среднее качество и приемлемая конкурентная цена.

    В рамках и за рамками
    Итак, на радость нам, потребителям, производители мониторов ведут жестокие сражения за качество. При этом домашние и офисные мониторы уже de-facto имеют 17 дюймов по диагонали. Очевидно, сражения идут на всех фронтах:
    1. Снижение времени отклика. В настоящее время чуть ли не нормой стало время от 12 до 16 мс. Рекордными признаются 8 мс. Реально встречаются 10 мс. На мониторах для графики все еще 25 мс и больше.
    2. Яркость. В пределах 250-400 кд/кв.м и выше.
    3. Контрастность: 450-500-550 к 1 - и до 700.
    4. Угол обзора (горизонталь/вертикаль) обычно 160/160. Бывает, конечно, и хуже, например 150/135 или даже 140/120. (Не забываем, что «самый полный угол обзора», то есть «вид сбоку» – это180 градусов.)
    Отдельного упоминания заслуживает дизайн – в смысле «внешний вид», равно как и дизайн – в смысле «конструкция». Внешний вид – стильные обводы и дорогие на вид разновидности пластика – например, пластик «под металл» или под эбеновое дерево. Конструкция предполагает не только следование модам и стилям – но и функциональность. Подставки, позволяющие вращать панель в двух-трех плоскостях, например, или закреплять на вертикальном основании. Или прятать внутри корпуса блок питания (первые плоские мониторы тягали этот блок за собой на сетевом кабеле). А также учитывающие удобство подключения, наличие как аналогового (VGA), так и цифрового (DVI) разъемов.
    Вот в этих рамках и происходит конкурентная борьба между LG, Samsung, ViewSonic, Hyundai, BenQ, HP. Особняком стоит Sony, с переменным успехом предлагающая свои собственные варианты развития технологий для формирования изображений – не всегда успешные, но всегда недешевые.
    У профессионалов стабильной популярностью пользуется NEC-Mitsubishi. Компания отличается от других производителей мониторов: она занимается исключительно разработкой и созданием дисплеев. При этом она не особенно стремится конкурировать на рынке потребительской техники с его гигантами, основные усилия направляет на завоевание доверия профессионалов. В то же время NEC-Mitsubishi, памятуя золотое правило «не кладите все яйца в одно лукошко», все же нет-нет, да и подбрасывает свои мониторы домашним пользователям по тем ценам, на которые они могут согласиться.

    Напоследок: мониторы «сыграют в ящик!»
    Монитор как важнейшая часть компьютера и монитор как важнейшая часть телевизора – это ведь одно и то же устройство. И ЖКИ-мониторы все-таки рано или поздно «сыграют в ящик» - но не в прямом, а как раз в противоположном принятому значении. Они будут и уже используются в телевизорах, причем даже в телевидении высокого разрешения - HDTV. Растет популярность комбинированных мониторов-телевизоров, предназначенных для домашних пользователей. Поскольку они плоские, то «домашний кинотеатр» перестает быть таким уж недостижимым для рядового телемана. Если обычный телевизор для обычного дома может быть максимум с экраном 72 см, иначе он просто заполнит собой значительную часть комнаты, то ЖКИ-телевизор – вне конкуренции. Компания Samsung, например, уже сделала панель с размером 57 дюймов (145 см по диагонали) с разрешением 1920 x 1080, уровнем контрастности 1000:1 и яркостью 600 кд/кв.м. Это, конечно, больше для Книги рекордов, поскольку с экономической точки зрения целесообразно применять ЖКИ при размерах диагонали до 40 дюймов (1 метр). Но факт показателен!

    «ЖЕЛЕЗНАЯ» СВЯЗЬ NORTEL NETWORKS

    Белорусская железная дорога всегда отличалась развитой ведомственной телефонной сетью. Это и не удивительно: без надежной связи нет надежного транспорта. Минскому отделению БЖД требуется такое количество телефонных номеров, что ведомственная телесеть до недавнего времени подключалась к городской телефонной сети через отдельный пригородный коммутатор. Необходимость модернизации давно назрела, и вот уже в рабочий режим работы переводится новая современная цифровая учрежденческая АТС Минского отделения Белорусской железной дороги, построенная на базе оборудования Nortel Networks.
    Почему именно этот брэнд выбрали железнодорожники? Ничего удивительного: дело даже не в том, что Nortel Networks - это транснациональная компания с более чем вековой (!) историей развития. И не только в том, что она специализируется на производстве полного спектра продукции для телефонной связи и сетей передачи данных, не отвлекаясь на выпуск другого оборудования. Дело, скорее всего, в полезном опыте коллег-соседей: практически все граничащие с Беларусью государства уже используют в коммуникационных сетях своих железных дорог именно Nortel Networks. Вся телекоммуникационная сеть Латвийской железной дороги сделана на этом оборудовании, Польские железные дороги используют Nortel Networks. На недавнем международном тендере на Литовской железной дороге, в котором принимали участие 9 компаний, победила компания «Белам-Рига» именно с оборудованием Nortel Networks.
    Минские железнодорожники воспользовались возможностями фирмы «Белам-М», партнера Nortel Networks в Беларуси. Специалисты этой фирмы вместе с инженерами самого Nortel Networks и реализовали проект ведомственной телесети Минского узла БЖД суммарной емкостью 10000 абонентов. При этом ведомственная станция включается в Минскую городскую сеть на правах районной АТС с отдельным индексом (225). В основе проекта – главный продукт Nortel Networks, система цифровой связи «Меридиан 1». Эта учрежденческая станция выпускается уже свыше четверти века, но не устаревает. Дело в принципах «Evergreen Phylosophy» - «Вечнозеленой философии». Это принципы производства, по которым оборудование подлежит регулярному обновлению и расширению возможностей в соответствии с современными тенденциями. Для такого крупного предприятия как Белорусская железная дорога, это особенно важно. Затраты на оборудование при этом превращаются в инвестиции в оборудование. Гарантийные обязательства по новой УАТС на БЖД несет все тот же «Белам-М» по поручению Nortel Networks.
    Как и всякая сложная система, новая учрежденческая АТС потребовала подготовки обслуживающего персонала: специалисты обучались в Москве, в Центре подготовки Nortel. Как утверждает Владимир ГАЛАЙ, коммерческий директор «Белам-М», «теперь, в случае необходимости расширения сети за пределы Минска и области, уже собственные сотрудники БЖД смогут выполнить все необходимые процедуры администрирования новых станций Меридиан по удаленному доступу, то есть по компьютерной сети».
    Начальник отдела проектирования и технического обслуживания «Белам-М» Сергей КРАВЦОВ отмечает: “С точки зрения телефонизации новая ведомственная телефонная сеть - нормальный “десятитысячник”, построенный на базе учрежденческой АТС. Правда, это не один коммутатор, а цифровая сеть, ядро которой - центральная станция (емкостью порядка 7000 абонентов) и АТС меньшей емкости, которые соединены с центральной цифровыми линиями связи. Абоненты при этом даже не замечают, что они на разных АТС, поскольку создана единая цифровая сеть с едиными услугами, с единым планом нумерации».
    Географически связанные сетью АТС располагаются по всему Минску и Минскому району. Технические возможности таковы, что к ведомственной сети Минского отделения БЖД теоретически можно подключить абонентов из любой части страны и даже из любого уголка мира, если с этим уголком есть цифровая связь и АТС построена на «Меридиан». При этом они все будут ощущать себя абонентами 225 АТС города Минска.
    Помимо прочего, новая АТС включает и собственные железнодорожные каналы связи, а для каждого абонента (!) построена иерархия доступа. То есть если кому-то не положена определенная телефонная услуга (скажем, выход на специальные линии связи или, например, на международную связь), он ее не получит.
    Сеть включает и каналы передачи данных. Центральный компьютер благодаря этому получает сведения о загрузке каналов, тарификационные данные. Обычно в ведомственных АТС не предусмотрена возожность выставления счетов. Но в данном проекте она заложена и реализована – благодаря возможностям Nortel Networks. Другие возможности позволили создать Центр обработки вызовов (Сall-centre) на 16 операторов, уже хорошо известный под телефонным номером «005». Система сама отслеживает, чтобы у операторов Центра была равномерная нагрузка, и чтобы при обращении время ожидания было минимальным.
    Итак, в 2003 год столичные железнодорожники входят с «железной» связью Nortel Networks!

    Бизнес-леди спасают брэнды

    Они похожи как сестры, примерно одного возраста, обе получили гуманитарное образование, одеваются похоже, светлые волосы стригут одинаково коротко. Они руководят двумя мощнейшими ИТ-империями, которые жестоким образом конкурируют на мировом рынке. С июля 1999 года во главе HP стоит Карли Фиорина. С 1 августа 2001 руководителем Xerox стала Энн Малкахи.
    Оказывается, не только русские женщины славятся исключительными способностями, которые проявляются в экстремальных ситуациях («коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»). Американские женщины приходят к руководству компаний в кризисных ситуациях и буквально спасают их от краха. Именно в разгар кризиса, сотрясающего рынок информационных технологий, К.Фиорина затеяла перестройку HP и радикально изменила имидж компании, стратегию ее поведения. С ее приходом одна из самых старых ИТ-компаний Америки снова встала в авангарде научного и производственного поиска.
    Кризис не минул и другие компании. Xerox не так давно заявил о прекращении производства широкого спектра продуктов для малого офиса – не от хорошей жизни, очевидно. Это красноречиво говорит о реструктуризации в корпорации. Продвижение Энн Малкахи с поста исполнительного директора на высшую руководящую должность в компании может существенно улучшить положение Xerox. По словам предшественника, «Энн в качестве исполнительного директора укрепила финансовую мощь компании. Она – надежный, динамичный лидер, которая знает бизнес Xerox и уважает наши ценности, но которая также принимает изменения и предвидит будущее. Это – редкая комбинация, она обещает будущий рост и успех компании». Будучи исполнительным директором, Малкахи много сделала для уменьшения издержек, проработала стратегию развития в направлении производства печатающих устройств и продуктов для компьютерных сетей, с фокусом на использовании цвета и новых видов услуг и решений. Программным можно считать заявление Малкахи уже на посту главы корпорации «о задачах преобразования компании в духе цифрового века».
    Малкахи 48 лет, она (в отличие от Фиорины) полностью креатура Xerox. Свою 25-летнюю карьеру в компании начала региональным представителем по продажам, прошла все ступени карьерного роста до руководителя верхнего звена. Работала в регионах Южной и Центральной Америки, Европы, Азии и Африки, Китая. Кроме того, была вице-президентом по кадровым вопросам. Имеет степень бакалавра искусства (английский язык и журналистика), закончила Мэримаунт колледж, Территаун, шт.Нью-Йорк. Член правления нескольких компаний: Fuji Xerox, Target Co., Axel Johnson Inc., Catalyst и Fannie Mae.
    Для сравнения вспомним биографию Карли Фиорины, президента и генерального директора Hewlett Packard. Карлтон С.Фиорина присоединилась к HP в июле 1999 года и сразу предложила радикально изменить ее имидж и стратегию, вернуть компании славу фирмы изобретателей. Было заявлено, что HP фокусируется на воплощении пожеланий потребителей.
    До прихода в HP Фиорина провела более 20 лет в бизнесе компаний AT&T и Lucent Technologies. Занимая ряд высших управляющих постов в области продаж и маркетинга. Имеет степень бакалавра по средневековой истории и философии, окончила престижный Стандфордский университет. А также получила диплом в бизнес-администрировании после окончания Высшей школы управления им. Р.Смита университета Мэрилэнда. И сверх того – степень магистра по окончании школы Слоуна. Была членом правления компаний Kellogg, Merck&Co., Cisco Systems.
    Если внимательно прочитать эти две биографии, легко понять и проследить подоплеку бизнес-поведения двух крупнейших брэндов. Xerox издавна известен своей замкнутостью. К руководству компании не допускаются посторонние, здесь пестуют собственные кадры и чтут традиции. Это – компания-консерватор. Именно с таким определением согласуются ее плюсы и минусы. Плюсы – надежность, добротность, ответственность, традиции. Минусы – определенная ограниченность, отсутствие авантюрной жилки, смелого поиска. Именно поэтому Xerox все еще признается только гигантом рынка копировальной техники, при том что компания давно и много производит принтеры, факсы, многофункциональные аппараты, программное обеспечение. Xerox не воспользовался в полной мере собственными изобретениями: графический интерфейс (реализован в компьютерах Macintosh), манипулятор mouse, тач-пад и другими. Тем не менее, Xerox – одна из старейших компаний на рынке, она пережила не один мировой кризис и еще не один переживет. Она – так выживает.
    HP – компания-новатор. Не сдавая своих позиций в завоеванных секторах (струйная печать, лазерная печать, серверы), HP агрессивно врывается на новые рынки: сетевое оборудование, многофункциональная техника, портативные компьютеры, цифровые камеры… Не на всех рынках HP одинаково успешен, но также выживает! Возможно, следуя древней мудрости: не клади все яйца в одну корзинку!
    Разве не отражают леди-лидеры, красноречиво и ярко, всю полноту имиджа возглавляемых ими компаний?

    Бытовые водонагреватели

    Если в городских квартирах про автономное устройство для подогрева воды вспоминают довольно редко, обычно только в период летних отключений горячего водоснабжения, то в условиях загородного дома без него не обойтись. Коттедж или дача без горячей воды теряют массу своих достоинств. Между тем решение проблемы давно найдено и вполне доступно.
    Водонагреватели функционально делятся на проточные и накопительные (бойлеры), а по принципу действия - на газовые и электрические. В нынешних условиях водонагреватели каждой категории имеют свои преимущества и недостатки, и своих потребителей, нуждам которых они соответствуют наилучшим образом.

    ЭЛЕКТРО
    К преимуществам электрических водонагревателей можно отнести их универсальность (они не зависят от топлива) и простоту установки: монтаж приборов предельно прост, не требует подвода, не зависит от строительных норм. Современный дизайн корпуса позволит водонагревателю отлично вписаться в любую ванную комнату или кухню.
    Проточный водонагреватель нагревает воду мгновенно при прохождении через прибор. Он срабатывает автоматически, сразу после включения крана горячей воды. Преимуществ у проточного водонагревателя довольно много: компактные размеры, моментальный нагрев, постоянно в наличии горячая вода. Несмотря на достаточно большое потребление электроэнергии, проточные водонагреватели, в конечном счете, все равно намного экономичнее накопительных (которые используют энергию на поддержание температуры уже нагретой воды). Существует только одна преграда для использования приборов этого типа: он требует довольно большой мощности (от 3 до 27 кВт).

    Там же, где нагрев воды в домашних условиях необходим постоянно: в индивидуальных домах или в квартирах, - их обитатели предпочитают использовать накопительные водонагреватели. Такие приборы больше по размерам, представляют собой емкости круглой формы настенного или напольного исполнения. Их также легко установить на кухне или в ванной. Дизайн приборов не портит помещения.

    Проточный прибор нагревает воду мгновенно, накопительный - гораздо медленнее, в течение нескольких часов.

    «ПРОТОЧНИК»
    Если, скажем, нужно быстро ополоснуться под душем (при кратковременном отсутствии горячей воды), то лучше проточного нагревателя не придумаешь: он выдает горячую воду незамедлительно. Несмотря на большую электрическую мощность, эти приборы довольно экономичны, так как расходуют электричество только во время протекания через них воды. Потребляемая мощность от 4,6 до 27 кВт. Дорогие модели оснащены микропроцессорами, поддерживающими заданную пользователем температуру.
    Обычно домашняя электропроводка не рассчитана на подключение такого мощного прибора, и установка "проточника" может потребовать отдельной схемы электропитания с собственным автоматическим выключателем, проводами соответствующего сечения и заземлением. Как правило, проточные водонагреватели мощностью более 10 кВт рассчитаны на трехфазное питание.

    Не стоит тратить деньги на покупку приборов мощностью до 3,5 кВт/ч: они нагревают воду всего до 20-25 градусов. Максимальная температура нагрева воды проточных нагревателей, как правило, не превышает 57 градусов. Однако для того, чтобы принять душ или помыть посуду, вполне хватит и сорока.
    Стоимость проточных водонагревателей зависит от производителя, от мощности и от технических характеристик изделия. Самый простенький маломощный водонагреватель Atmor израильского производства, который прослужит 1-2 года, обойдется в 45-50 долларов. Стоимость более сложных нагревателей с регуляторами температуры производства Siemens, Electrolux, Indesit, Bosch (срок службы - 2-3 года) колеблется от 100 до 300 долларов. А цены на немецкие нагреватели Stiebel Eltron (срок службы - 5 лет) со встроенными микрокомпьютерами и системой установки температуры с точностью до 0,5 градуса - от 850 до 1000 долларов.

    Проточный водонагреватель стоит применять в домах, куда подается полноценная электроэнергия: напряжение соответствует номиналу, не понижено, и ток нужной силы. Если электроподстанция слабая и подача электроэнергии не соответствует требованиям современных стандартов, если имеется устаревшее оборудование в домашнем электрощите, то от проточного водонагревателя лучше отказаться. Ток большой силы будет «вышибать пробки», и нагреватель не сможет работать.

    НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ (БОЙЛЕР)
    Второй вид водонагревателей - накопительные, которые оборудованы емкостью для набора воды объемом от 10 до 200 литров. По мощности они гораздо экономнее проточных нагревателей (1,2 - 3,5 кВт/ч), поэтому их можно подключать к сетевой розетке.
    Одним из недостатков прибора является его большой объем и вес. Например, среднее устройство объемом 50 литров вместе с водой будет весить порядка 80 килограммов. Для того чтобы закрепить такой прибор на стене ванной, потребуется дополнительное укрепление стены.
    При выборе накопительного нагревателя важно решить, для какой цели покупается прибор. 30-литрового объема хватит для того, чтобы помыть посуду, 50-литрового - на посуду плюс экономный душ для одного из членов семьи. Для любителей ванн необходим прибор объемом 100 литров.
    Также нагреватели бывают различной формы: цилиндрической и прямоугольной. Внутренний бак, в котором нагревается вода, у всех приборов цилиндрический. Внутренняя поверхность в современных нагревателях покрыта стеклофарфором для поддержания чистоты воды. Накопительные нагреватели позволяют греть воду до 80 градусов, однако процесс этот достаточно длительный: чтобы нагреть 50 литров, требуется приблизительно три часа.

    БРЭНДЫ
    Если оставить без внимания чересчур дорогие для белорусского рынка водонагреватели, можно назвать целый ряд накопительных бойлеров с оптимальным соотношением цены и качества. Самые популярные приборы этого класса поставляются итальянской фирмой Ariston. Это недорогие и качественные бойлеры, особенно хорошо покупаемые в российских регионах. На втором месте - водонагреватели группы компаний Lorenzo (Италия), торговые марки Thermex и ISEA). Третье место занимает Wester (Великобритания). Хорошей репутацией пользуются итальянские бойлеры Idropi и Like. К известным, но дорогим приборам принадлежат модели фирм Austria Emal (Австрия) и Tatramat (Словакия). К новым, но достаточно агрессивным участникам рынка специалисты относят фирмы Baxi (Италия) и Gorenje (Словения). Среди аутсайдеров - Dimplex (Германия), Drazice (Чехия), Euroboiler (Италия), Thermina (Финляндия), Demir Dokum (Турция).

    А У ВАС – ГАЗ?
    Напоследок вспомним о газовых водонагревателях. Почему напоследок? Просто потому, что газовые колонки у нас хорошо известны – а это не что иное, как проточные газовые водонагреватели. Когда-то они считались признаком городского жилья невысокой комфортности. Современные газовые колонки совсем другие, но по-прежнему дают горячую воду самым дешевым и быстрым способом. И в результате пользуются спросом как при обустройстве ремонтируемых квартир (особенно в сталинских домах), так и в коттеджах. При мощности свыше 24 кВт они вполне заменяют центральное горячее водоснабжение. Нужно только правильно рассчитывать потребление. Для всех водонагревательных приборов законы физики общие: 1 кВт нагреет на 25°С не более 0,57 л воды за 1 мин. Хотите больше горячей воды - покупайте колонку большей мощности. При этом не беспокойтесь за интерьер: все они выглядят элегантно и компактно. Особо плоские, с глубиной всего 250 мм, - например, модели GWH270 RN от ELECTROLUX (Швеция), Julius 13 от IMMERGAS и Idrabagno 11 от RIELLO (Италия), Mora 5505 от MORA (Чехия) - прекрасно впишутся в кухонную мебель. Кстати, в колонках газ сгорает гораздо полнее, и вредных выделений получается раз в 10 меньше, чем в газовой плите.
    В современных колонках для удобства пользователя сделано немало. Температура горячей воды поддерживается на заданном уровне автоматически, независимо от расхода. В более совершенных моделях для этого установлены так называемые модулирующие горелки, с помощью которых поток воды сам управляет потреблением газа (фирмы VAILLANT, RIELLO, MORA, SAUNIER DUVAL, DEMIR DОKUM). Все шире применяется электронная диагностика неисправностей, информация о которых выводится на табло или дисплей. Розжиг горелки производится от пьезоустройства и запальной горелки или от высоковольтной искры (электророзжиг). Кстати, в Европе пьезорозжиг не пользуется уважением из-за дополнительного расхода газа на запальной горелке. В результате такие модели стоят дешевле. Наконец, колонки оснащены, как минимум, тремя степенями защиты: от перегрева, от утечки газа при погасании пламени, а также при отсутствии тяги в дымоходе. Хотя есть приборы с дополнительной защитой от избыточного давления или отсутствия воды в теплообменнике. Для сельских и поселковых домов хороши модели D250-S/SE фирмы DEMIR DOKUM и Beretta Idrabagno от RIELLO. Они начинают работать при давлении холодной воды всего 0,1-0,2 атм и не гаснут при падении давления газа до 5-8 мбар.
    Важное условие: для работы газовой колонки необходим дымоход (а не вентиляционный канал). И ставить тепловые газовые приборы разрешается лишь в квартирах, расположенных не выше пятого этажа.
    Правда, для "непроходных" вариантов (когда дом высокий или в нем нет дымоходов) палочкой-выручалочкой могут служить колонки нового типа - "турбо", с закрытой камерой сгорания. К их числу относятся, например, Idrabagno 13si и 17si; KDB-200 WH от KYUNGDONG BOILER (Южная Корея). У этих приборов дымовая труба выводится наружу через стену дома, а продукты сгорания удаляются принудительно вентилятором.

    Несмотря на сложность конструкции, колонки сравнительно недороги. Самые дешевые, обеспечивая довольно большой расход 40-градусной воды (около 13 л/мин, то есть хватит для ванны и мойки), стоят от 150 до 200 долл.

    БЕЗ ФАНФАР, НО С ДОСТОИНСТВОМ

    Неброское празднование 10-летнего юбилея Белорусского страхового союза запомнится белорусским страховщикам прежде всего благодаря научно-практической конференции, приуроченной к событию, которая получила название Международная встреча страховых объединений. На встрече присутствовали руководители страховых объединений шести государств.
    Разумеется, было сказано много заслуженных комплиментов и добрых слов в адрес юбиляра, слов правильных и с глубоким смыслом. Вручены поздравительные адреса от Палаты представителей Национального собрания РБ, Министерства финансов РБ, Совета по развитию предпринимательства в РБ, Белорусского союза предпринимателей, Лиги страховых организаций Украины, Польской палаты по страхованию, и других.
    На встрече прозвучали сообщения коллег из-за рубежа – из России, Украины, Польши, Латвии, Германии, Великобритании. Но помимо этого, конференция затронула – не могла не затронуть – и вопросы общего характера из области экономического и политического развития Беларуси. Вот лишь несколько ярких фраз, громом прозвучавших в благостном интерьере шикарного развлекательного центра “Журавинка”, где прошла встреча:
    - “Сегодняшняя белорусская экономика – это неплотная среда в окружении пяти молодых хищных рыночных экономик…”
    - “Главная проблема в том, что наша правоприменительная практика превалирует над правообразовательной…”
    - “Нас не покидает ощущение, что мы на войне – на гражданской войне, где свой против своего…”
    Яркое впечатление оставило выступление президента Белорусского союза предпринимателей профессора А.С.Потупы. Отмечено, что в стране застопорены прекрасные проекты. На сегодняшний день никаких весомых инвестиций нет и не предвидится. Изменить ситуацию возможно только приняв серьезные политические решения.
    Два вопроса, прозвучавшие в выступлении представителя Страховой группы ERGO Зигмара Крюгера, лучше всего передают существующее положение в страховании и шире – в экономическом пространстве страны. Во-первых, мы постепенно свыклись с тем, что интересы государства, с одной стороны, и предпринимателей, страховщиков – с другой, не совпадают и даже, будто бы, не должны совпадать. А почему? Разве предприниматели, бизнесмены – не государство? И второе: если припомнить основные положения нашего Закона об иностранных инвестициях, то на сегодняшний день все установленные в нем правила государством нарушены. Как можно надеяться в таком случае на интерес иностранных инвесторов к нашей экономике?

    Встреча не стала фейерверком во славу триумфатора, но определенно – поводом для оценки пройденного и этапом на пути дальнейшего развития белорусского страхового сообщества.

    Фламенко в "Минске"

    Что такое “фламенко”? Это -- страсть, ритм, темперамент, игра. Это -- песни и танцы андалусских цыган, известные и любимые во всем мире. До недавнего времени настоящее фламенко могли оценить только те из белорусов, кого именуют “новыми”, кто мог себе позволить наведаться в Испанию. Но вот на днях первый концерт настоящего фламенко прошел и в Минске -- в “Минске”, популярном и вместительном концертном зале, где чаще всего проводит свои концертные мероприятия Могилевская областная филармония, организатор этого вечера. К нам приехал один из признанных мастеров Томас де Мадрид со своим театром.
    И действительно, фламенко не может исполняться как “номер”, это -- настоящий спектакль, театр в полном смысле, где бушуют страсти, свирепые взгляды скрещиваются, и все это под неспокойный, рваный, неумолчный ритм “чечетки” (“сапатеадо”), с плавными совершенными, поколениями исполнителей отточеными движеньями. А еще это костюмы: красная рубаха, пестрые платья со шлейфами и оборками, кружевные шали. А также костаньеты, веера, и конечно, неповторимая гитара. Знакомый цыганский антураж. Да и некоторые коленца в танцах очень напоминают всем известную “цыганочку” -- те же прихлопывания ладянями по груди-колену-каблуку, широко разведенные руки. Но все же эти цыгане -- другие.
    “Томас из Мадрида” снискал славу даже в Японии, а на Романском международном фестивале в Югославии его труппа получила золотую медаль. В Минске испанских артистов встретила благодарная аудитория. И если билеты и не были распроданы все до единого (главным образом на престижные места), то только из-за их достаточно ощутимой стоимости (10000 на передние ряды). Впрочем, уже через несколько минут после начала “зайцы”, которые всегда каким-то образом проникают на подобные неординарные зрелища, заняли все свободные места в зале, и администратору приходилось самолично вносить стулья, чтобы разместить в проходах припоздавших “VIP-персон”. Почти два часа артисты, вроде бы легкомысленно и для себя, а на самом деле, конечно, для публики, танцевали в освещенном круге среди полумрака сцены, под гортанные, печальные и веселые песни, все в живую: живой музыка -- две гитары и ладони в качестве перкуссии, живой бархатный голос, и уж куда как живое движение. Разве что грохот “чечетки” был чуть-чуть мастерски приукрашен: чтобы публика лучше чувствовала ритм, звуки каблуков усиливались не только приклеенными скотчем к полу микрофонами, но и специальными “резонаторами”, листами фанеры, которые настлаными на на пол, которые артисты возят с собой для гарантии хорошего “звучания” каблуков на любой сцене.
    Эффект был неизбежно успешен: белорусская публика, какой бы спокойной ее не считали, “заводилась” и откликалась на все обращения артистов, оценила и виртуозность, и юмор. А уж когда оказалось, что в день концерта один из певцов отмечает день рождения (так ли?, может, это тоже часть спектакля, и такие “Дни рождения” случаются на каждом концерте? не важно), артисты и зрители вместе выкрикивали “happy birthday” и одинаково звонко стучали ногами в пол. Так что дебют фламенко на белорусской сцене прошел с большим успехом. Надо ждать продолжения.

  • Вернуться на главную
  • Hosted by uCoz